Педагогические возможности учреждений дополнительного образования детей городского округа Первоуральск
Дополнительное образование детей – важнейшая составляющая образовательного пространства, органично сочетающая в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, что нашло отражение в Национальной доктрине образования в РФ, Федеральной программе развития образования. Под «дополнительным образованием» понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.
Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются:
— создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени ее освоения, педагога;
— многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребенка;
— личностно – деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;
— личностно — ориентированный подход к ребенку, создание «ситуации успеха» для каждого;
— создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности;
— признание за ребенком права на пробы и ошибки в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении.
Учреждения дополнительного образования детей создают равные «стартовые» возможности каждому ребенку, реагируя на меняющиеся потребности детей и их родителей, оказывают помощь и поддержку одаренным талантливым учащимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития.
Система дополнительного образования детей – неотъемлемая часть социально – культурного пространства нашего города. В городском округе Первоуральск сегодня функционирует 3 учреждения дополнительного образования детей :
— Центр развития детей и молодежи;
— Детско- юношеская спортивная школа;
— Центр Дополнительного образования детей;
в которых занимается 5197 детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет, что составляет 40 % от общего количества обучающихся в образовательных учреждениях. Учреждения дополнительного образования детей располагают достаточными социально – педагогическими возможностями для развития творческих способностей обучающихся в физкультурно – спортивной, художественно – эстетической, научно – технической, спортивно – технической, культурологической, естественно – научной, туристско – краеведческой, военно – патриотической и социально – педагогической областях. По данным направленностям работают кружки, секции, студии, объединения по интересам. Значимо и то, что бесплатные образовательные услуги предоставляются учреждениями дополнительного образования детям и подросткам в свободное от занятий время, в том числе в вечернее время и выходные дни.
Особенность организации учебно – воспитательной деятельности заключается в том, что главным организующим началом является не урок, а творчество в различных его проявлениях. Поэтому педагоги дополнительного образования имеют возможность широко использовать нетрадиционные формы проведения занятий: соревнования, экскурсии, выставки и т. д. Результатом творческой деятельности являются не только знания, умения и навыки, но и реальные продукты деятельности: рисунки, танцы, модели, изделия декоративно – прикладного творчества и т. д. В учреждениях дополнительного образования ребенок имеет возможность заниматься в малых группах. Это создает благоприятные возможности для развивающего обучения, индивидуальной работы педагога с каждым воспитанником, что позволяет ребенку чувствовать себя в творческом объединении комфортно, наиболее полно раскрыть свои способности. Приобретая социальный опыт в процессе освоения выбранной сферы деятельности, дети учатся взаимодействовать с окружающими, что также является необходимым условием успешной социализации ребенка.
Система дополнительного образования детей содействует и профессиональному самоопределению подростка. Осознанный выбор профессии происходит посредством постепенного уточнения собственных интересов, формирования тех или иных умений и навыков. В процессе совместной практической деятельности у подростков развиваются способности, психологическая готовность к труду, ответственность и осознанное отношение к выбору профессии.
Дополнительное образование, являясь по своей сути практико – ориентированным, в значительной степени осуществляется специалистами, профессионалами, мастерами своего дела, что обеспечивает его разносторонность, привлекательность, и, в конечном счете – результативность. В учреждениях дополнительного образования детей Первоуральска в настоящее время работает 110 педагогов:
— Центр развития детей и молодежи – 34 педагога;
— Детско- юношеская спортивная школа – 22 тренера – преподавателя;
— Центр Дополнительного образования детей – 59 педагогов;
Причем, в учреждениях дополнительного образования детей 8 педагогов имеют высшую квалификационную категорию (6%), 53 – первую категорию (40%), 30 – вторую (23%).
Бесплатные дополнительные образовательные услуги предоставляются детям и подросткам и в образовательных учреждениях. В кружках, секциях, студиях на сегодняшний день занимаются 2896 учащихся, в том числе и дети с ограниченными возможностями, что составляет 22% от общего количества обучающихся. Но эта цифра не окончательная, так как сегодня в некоторых образовательных учреждениях продолжается набор в кружки и секции.
Таким образом, учреждения дополнительного образования детей (в том числе и дополнительного образования в образовательных учреждениях), предоставляя обучающимся возможность выбора не только сферы деятельности, но и субъектов общения и взаимодействия, обладают уникальной возможностью для создания условий оптимального сочетания относительно направляемой социализации и осознанного саморазвития детей и подростков.
Хотите, чтобы ребенок занимался в системе дополнительного образования, но не знаете где найти информацию?
О том где найти информацию о дополнительном образовании смотрите в карточках ниже или переходите по ссылкам:
– Сайт Министерства образования и молодежной политики Свердловской области https://minobraz.egov66.ru/site/section?id=624
– Навигатор дополнительного образования Свердловской области
– Дворцом молодёжи
– Дворец технического творчества в городе Верхняя Пышма
https://dm-centre.ru/centers/dvorets-tvorchestva/
– Детские технопарки «Кванториум».